Цвет в дизайне: архитектор настроения

Гармония - основа полноценной жизни, поэтому стремление к ней во всем, что окружает человека - это естественно. Удовлетворить это стремление призвано искусство дизайна, в частности гармонизация пространства с помощью цвета. Каждый цвет несет свою информацию и влияет на восприятие, поэтому с помощью цветовых сочетаний можно менять не только идею дизайна, но и настроение человека. Цвет настолько важен в дизайне, что посредством него можно изменить всю концепцию. Это свойство цвета нужно учитывать при проектировании дизайна помещения. Необходимо понимать, что планируется достичь в итоге: будет ли это спальня в спокойных тонах или же это игровая комната, где цвет нужен более насыщенный.

Цвета бывают теплыми и холодными. К холодным цветам относятся - голубой, синий, фиолетовый. Теплые цвета - желтый, оранжевый. Красный и зеленый цвета традиционно не относят однозначно к теплому или холодному оттенку, потому что они могут быть в зависимости от преобладания в них желтого или синего цвета, как теплыми, так и холодными соответственно. В зависимости от поставленной задачи дизайнер может использовать светлые холодные оттенки, чтобы расширить пространство или теплые, чтобы визуально уменьшить его.

В отличие от дизайнеров, у которых выбор цвета происходит по большей части интуитивно, обычным людям рекомендуется воспользоваться специальными таблицами цветовых сочетаний. Это классический подход, и не важно, какие модные течения превалируют на текущий момент времени, он всегда будет применим.

Подбор цветового решения может быть осуществлен несколькими способами. Один из них - это использовать один цвет, но варьировать его насыщенность и оттенок. Кому-то это может показаться не достаточно динамичным. В этом случае для «яркого пятна» можно использовать несколько элементов контрастного цвета. С этой задачей успешно справляются несколько ярких подушек, брошенных на диван, или оригинальная картина на стене.

Другой способ - использовать сочетающиеся цвета. При их использовании интерьер не будет ни однообразным, ни излишне ярким. Такие интерьеры нужны, прежде всего, чтобы создать атмосферу спокойствия и доверительности, причем это состояние приходит как бы «ниоткуда». Это варианты сочетаний красного, фиолетового и розового; светло-желтого, зеленого, салатового; фиолетового, синего и сиреневого и др.

Третий способ - применить контрастирующие между собой цвета. Такие цвета, будучи вместе, усиливают друг друга и делают каждый цвет, входящий в группу, ярче и насыщеннее. Это сочетания: фиолетового с желтым; красного с зеленым; голубого с оранжевым.

Глаз человека может различать огромное количество оттенков, далее от глаза по нервным окончаниям информация передается в головной мозг и там «считывается», при этом мозг вырабатывает определенные ассоциации с цветом. В зависимости от ассоциаций мозга цвет способен вызывать определенную реакцию психики. Конечно, цветовые предпочтения строго индивидуальны, и это главный фактор, которым следует руководствоваться при выборе, чтобы человеку было комфортно находиться в окружении выбранных цветов, однако существуют определенные каноны воздействия цвета.

Красный цвет вызывает прилив активности вплоть до агрессивности, коричневый напротив - депрессию и меланхолию; черный и фиолетовый сужают пространство; серый вызывает печаль. Синий, как представитель холодной гаммы, «охлаждает» пространство, поэтому его так любят использовать в интерьерах в странах с жарким климатом.

Цвета, улучшающие настроение и вызывающие положительные эмоции:

- желтый и зеленый - снимают усталость. Зеленый считается благоприятным для зрения;
- теплые оттенки и бежевый придают комнате уют и комфорт;
- голубой, бирюзовый - часто используется в ванной, так как дает ощущение свежести;
- сиреневый, голубой - успокаивают, поэтому используются в спальнях, в то же время сиреневый нужно использовать разумно, так как очень длительное пребывание в сиреневом интерьере может вызвать галлюцинации;
- синий, как было уже отмечено, используют в интерьерах в жарких странах для создания «прохлады», а оранжевый - наоборот, чтобы «согреть» атмосферу;
- серый распространен в офисных помещениях, чтобы лучше настроиться на работу.